Как выучить английский после 35 лет. Часть 1. Проблемы
Довольно часто можно услышать, что выучить английский язык в зрелом возрасте практически невозможно.
Несомненно, у ребенка гораздо больше преимуществ в отношении гибкости ума и скорости освоения нового материала, чем у взрослого человека. Поэтому дети осваивают язык гораздо быстрее. Однако я знакома с многими людьми, которым удавалось выучить английский, французский и иврит в полной изоляции, без доступа к многочисленным интернет-ресурсам и без погружения в языковую среду. Да, это был большой многолетний труд. Но это доказывает, что возраст – не причем.
Мой опыт изучения языка может быть интересен тем, что я всерьез занялась английским после 35 лет и выучила его до свободного уровня. Я уже владела английским до приезда в Великобританию для учебы и последующей стажировки в Лондоне. На это потребовалось три года ежедневных занятий. Сейчас учу немецкий. В данной статье я расскажу, как я это делаю.
Основные факторы неудач.
Прежде всего, давайте попробуем разобраться в причинах провальных попыток “взятия” иностранного языка. Почему же, несмотря на посещение курсов и первоначальный энтузиазм ничего не получается? Попытаемся систематизировать основные факторы неудач.
1. Потому что занятиям не уделяется достаточно времени.
Вы не можете рассчитывать на серьезный прогресс, если посещаете курсы или репетитора всего 2 раза в неделю.
Этого не достаточно! Нужно стремиться к ежедневным занятиям по 1,5-2 часа.
Понимаю, что для работающего человека с семьей это не просто. Я и сама предпочту провести выходные с бокалом вина и вкусным обедом, нежели с учебником грамматики.
Но мы же договорились идти к своей цели?
Примером может служить моя коллега из Казахстана, мама троих детей (!), которая самостоятельно выучила английский за несколько лет до очень хорошего уровня.
2. Потому что пренебрегают «зубрежкой».
А ведь именно это- необходимая основа изучения иностранного языка. Без большого словарного запаса не о чем говорить, причем в прямом смысле.
Мои наблюдения показывают, что многие не готовы фокусироваться на материале и фиксировать информацию в памяти, многократно повторяя ее. Фоновое прослушивание радио по дороге на работу гораздо приятнее нудных упражнений по аудированию и работе над словами. Но только подобные тяжелые тренировки приведут вас к результату.
Я уделяла около 1 часа в день изучению новых слов и повторению ранее выученных. Как я это делала? Выписывала новые слова на картонные карточки, закрывала английский перевод, старалась вспомнить его и составить небольшое предложение с этим словом.
Таким образом, вновь выученные слова входили не в пассивный (когда вы способны распознать слово в тексте, но не вспомните его в нужный момент), а в активный словарный запас. Кроме того, таким образом я выработала разговорную практику.
Но все не так просто. Недостаточно учить каждый день 10 новых слов. Придется повторять все ранее выученные, которые накапливаются как снежный ком. Это огромная работа.
Но мы ведь твердо решили учить новый язык? Тогда будем готовы сосредоточиться и бесконечно повторять!
3. Потому что процесс изучения лишен какой-либо системы.
Изобилие бесплатных и платных ресурсов сыграло с нами злую шутку. Мы тонем в море информации и перескакиваем с одного видео на другое.
Коммерческие курсы изучения языка, которые посещала и я, также нацелены скорее на то, что бы не дать вам заскучать и развлечь, чем дать некую систему знаний. Одна активность сменяется другой: сегодня вы слушаете англоязычную песню, завтра знакомитесь с отрывком из грамматики или беседуете с одногруппниками на предложенную тему, послезавтра учите названия цветов.
Эффект от таких занятий неважный.
К огромному сожалению, великолепные курсы в “Доме офицеров”, где уделялось большое внимание системному изучению грамматики, уже не существуют в прежнем виде и с прежним составом преподавателей.
Но вы в силах самостоятельно привнести систему в изучение языка. Не распыляйтесь. Возьмите любой хороший учебник грамматики с ответами для самопроверки и пройдите его в течение полугода.
Заодно, подчерпнете оттуда первоначальный запас слов, который мы договорились выучить как следует и применять в речи.
Упорядоченность важна для любого дела и приносит свои плоды.
4. Потому что не достает терпения и упорства.
В отсутствие видимого результата, пропадает энтузиазм продолжать.
Будем честны: вы не будете способны просмотреть англоязычный фильм спустя лишь год после начала “атаки” на английский. Затруднительно будет и поболтать с соседом по барной стойке в шотландском пабе.
Изучение языка имеет низкий КПД и результат не коррелирует с затраченными усилиями и временем. Это вызывает у учащихся разочарование, выводы о том, “все равно ничего не выйдет без погружения в языковую среду” и желание забросить или отложить учебу.
Stop thinking in that way!
Уинстон Черчилль сказал: “Если вы идете через ад, продолжайте идти”.
Перефразируем эту фразу: если вы все еще не говорите и не понимаете английскую речь, продолжайте учить. Не останавливайтесь и не сдавайтесь.
В следующих статьях с продолжу рассказ о своем опыте изучения языка.
Позиции в статье отражают частное мнение автора в частном блоге и не могут быть официальным заявлением или публичной рекомендацией от имени компании-работодателя